МБДОУ "Детский сад № 27 "Золотая рыбка" 

 

Культура пешехода

ОБЖ. Культура пешехода.

 

    

     Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?

     На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями правил дорожного движения и никаких проблем.

     На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят, или как делают?

     Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.

      Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге", она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.

При выходе из дома.

  • Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта.
  • Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.

При движении по тротуару.

  • Придерживайтесь правой стороны.
  • Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
  • Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
  • Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
  • Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

Готовясь перейти дорогу

  • Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
  • Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
  • Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
  • Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.
  • Не стойте с ребенком на краю тротуара.
  • Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
  • Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части

  • Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
  • Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
  • Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
  • Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
  • Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
  • Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.
  • Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
  • При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.

 

В среднем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

  • кто является участником дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир, регулировщик);
  • элементы дороги (дорога, проезжая часть, обочина, тротуар, перекрёсток, линия тротуаров и обочин, ограждение дороги, разделительная полоса, пешеходный переход);
  • транспортные средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, мопед, трактор, гужевая повозка, автобус, трамвай, троллейбус, специальное транспортное средство);
  • средства регулирования дорожного движения;
  • основные сигналы транспортного светофора (красный, красный одновременно с жёлтым, зелёный, зелёный мигающий, жёлтый мигающий);
  • правила движения пешеходов в установленных местах;
  • правила посадки, движение при высадке в общественном транспорте;
  • без взрослых переходить проезжую часть и ходить по дороге нельзя;
  • обходить любой транспорт надо со стороны приближающихся других транспортных средств в местах с хорошей видимостью, чтобы пешеход видел транспорт, и водитель транспорта видел пешехода.

Методические приёмы обучения ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге:

  • своими словами систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения;
  • использовать дорожную обстановку для пояснения необходимости быть внимательным и бдительным на дороге;
  • объяснять, когда и где можно переходить проезжую часть, а когда и где нельзя.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

  • кто является участником дорожного движения, и его обязанности;
  • основные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство, мопед, мотоцикл, перекрёсток, пешеходный переход), линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу);
  • обязанности пешеходов;
  • обязанности пассажиров;
  • регулирование дорожного движения;
  • сигналы светофора и регулировщика;
  • предупредительные сигналы;
  • движение через железнодорожные пути;
  • движение в жилых зонах;
  • перевозка людей;
  • особенности движения на велосипеде.  

Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомьте с правилами, которые должен знать ребёнок.

 

Методические приёмы обучения ребёнка навыкам безопасного

поведения на дороге:

  • в дорожной обстановке обучайте ориентироваться и оценивать дорожную ситуацию;
  • разъясняйте необходимость быть внимательным, осторожным и осмотрительным на дороге;
  • воспитывайте у ребёнка потребность быть дисциплинированным, вырабатывайте у него положительные привычки в безопасном поведении на дороге;
  • разъясняйте необходимость быть постоянно бдительным, на дороге, ноне запугивайте транспортной ситуацией;
  • указывайте на ошибки пешеходов и водителей;
  • разъясняйте, что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и причины их;
  • закрепляйте знания безопасного поведения с помощью игр, диафильмов, читайте книги, стихи, загадки с использованием дорожно-транспортных ситуаций;
  • используйте прогулки для закрепления и объяснения правил работы светофоров, показывайте дорожные знаки и дорожную разметку, а если регулировщик будет регулировать движение, то поясните его сигналы, чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами по дорожной обстановке.

Старайтесь сделать всё возможное, чтобы оградить его от несчастных случаев на дороге!

 

Стихи и загадки помогут ребенку быстро запомнить правила.

 

АЗБУКА ГОРОДА

 Город, в котором

 С тобой мы живем,

 Можно по праву

 Сравнить с букварем.

 

 Азбукой улиц,

 Проспектов, дорог

 Город дает нам

 Все время урок.

 

 Вот она, азбука,—

 Над головой:

 Знаки развешаны

 Вдоль мостовой.

 

 Азбуку города

 Помни всегда,

 Чтоб не случилась

 С тобою беда.

                         Я. Пишумов

 

ШАГАЯ ОСТОРОЖНО...

 

 Движеньем полон город:

 Бегут машины в ряд.

 Цветные светофоры

 И день и ночь горят.

 

 Шагая осторожно,

 За улицей следи —

 И только там, где можно,

 И только там, где можно,

 И только там ее переходи!

 

 И там, где днем трамваи

 Спешат со всех сторон,

 Нельзя ходить, зевая!

 Нельзя считать ворон!

 

 Шагая осторожно,

 За улицей следи —

 И только там, где можно,

 И только там, где можно,

 И только там ее переходи!

                              С. Михалков

 

СВЕТОФОР

 Если свет зажегся красный,

 Значит, двигаться опасно.

 Свет зеленый говорит:

 «Проходите, путь открыт!»

 Желтый свет — предупрежденье:

 Жди сигнала для движенья.

С. Михалков

 

 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ — РАЗРЕШАЕТСЯ!

 И проспекты, и бульвары —

 Всюду улицы шумны,

 Проходи по тротуару

 Только с правой стороны!

 

 Тут шалить, мешать народу

 За-пре-ща-ет-ся!

 Быть примерным пешеходом

 Разрешается...

 

 Если едешь ты в трамвае

 И вокруг тебя народ,

 Не толкаясь, не зевая,

 Проходи скорей вперед.

 

 Ехать «зайцем», как известно,

 За-пре-ща-ет-ся!

 Уступить старушке место

 Разрешается...

 

 Если ты гуляешь просто,

 Все равно вперед гляди,

 Через шумный перекресток

 Осторожно проходи.

 

 Переход при красном свете

 За-пре-ща-ет-ся!

 При зеленом даже детям

 Разрешается...

                               В. Семернин

 

ДЛЯ  ПЕШЕХОДОВ

 Объяснить надо запросто,

 Будь ты юн или стар:

 Мостовая — для транспорта,

 Для тебя — тротуар!   

 

 Иди через улицу там, пешеход,

 Где знаком указан тебе «переход»!

 

 На светофоре — красный свет!

 Опасен путь — прохода нет!

 А если желтый свет горит,

 Он «приготовься» говорит.

 

 Зеленый вспыхнул впереди —

 Свободен путь, переходи.

 

 Где улицу надо тебе перейти,

 О правиле помни простом:

 С вниманьем налево сперва погляди,

 Направо взгляни потом!

 

 Глупо думать: «Как-нибудь

 Проскочу трамвайный путь!»

 Никогда не забывай,

 Что быстрей тебя трамвай!

                                    В. Тимофеев

 

***

Тихо ехать нас обяжет,

Поворот вблизи покажет

И напомнит, что и как,

Вам в пути...

                          (Дорожный знак)

***

И шагая по дорогам

Не забудьте, малыши:

Край дороги - пешеходам

Остальное для...

                                      (Машин)

  ***

Что за "зебра" на дороге?

Все стоят разинув рот,

Ждут, когда мигнет зеленый.

Значит, это -...

                                      (Переход)

  ***

Под землею коридор

На ту сторону ведет.

Нет ни двери, ни ворот,

Это тоже…

                                      (Переход)

***

Много есть машин спецслужбы.

Должен жить ты с ними в дружбе.

Все - помощники твои,

Даже строгая...

                                      (ГАИ)

 

 

Помните!

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей.

 

Берегите ребёнка!

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»