МБДОУ "Детский сад № 27 "Золотая рыбка" 

 

Как найти верный тон общения с дошкольниками

  Консультация для воспитателей:

 

«Как найти верный тон общения с дошкольниками»

 

 

  

Подготовила педагог-психолог: Привезенцева Т.С.

   Под педагогическим общением понимают профессиональное общение педагога и ребенка в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата.

 Профессиональная деятельность воспитателя – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими.

     В соответствии с центральным назначением педагогического  воздействия общения выполняет три функции:

 

Первая функция«открытие» ребенка на общение – призвана создавать комфортные условия на занятиях (в состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не боятся показаться смешными). Без реализации этой функции не удается выявить отношение ребенка к тому, что происходит вокруг него. В то время как знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогает воспитателю планировать дальнейшую совместную с ним работу.

 

Вторая функция«соучастие» ребенка в педагогическом общении – проявляется в результате анализа процесса взаимодействия педагога с детьми. Реализуя данную функцию общения, педагог помогает ребенку справиться с трудностями, которые встречаются на его пути «восхождения к культуре человечества».

 

Третья функция«возвышение» ребенка в педагогическом общении – понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.

 

    Выделяют следующие виды педагогического общения:

 

1.Авторитарный стиль

     При авторитарном стиле характерна тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль. Это выражается в том,  что воспитатель часто прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Любая инициатива дошкольников воспринимается таким педагогом как акт своеволия, как посягательство на его авторитет и достоинство. Этот стиль руководства является средством реализации тактик диктата и опеки. Такой стиль общения способствует развитию у детей пассивности, слепого послушания, снижает инициативность и самостоятельность, отрицательно влияет на характер взаимоотношения между детьми. В группе такого воспитателя дошкольники, особенно старшего возраста, пытаются разговаривать со сверстниками тоном приказа, заимствуя у педагога авторитарные формы и способы общения.

 

2.Попустительский, или игнорирующий стиль

   Попустительский стиль характеризуется стремлением педагога максимально обеспечить свою задачу и не брать на себя лишнюю, по его мнению, ответственность. Формально выполняя свои обязанности, такой педагог на деле пытается самоустраниться от руководства коллективом детей.

    Этот стиль руководства является средством реализации тактики невмешательства, своеобразного «мирного сосуществования», в основе чего лежит равнодушие. Дисциплина в группах, руководимых такими педагогами, нередко бывает неудовлетворительной.

 

3.Демократический стиль

  «Один в поле не воин» - гласит старинная пословица. Пожалуй, нигде так убедительно не проявляется справедливость этой мудрости, как в воспитании подрастающего поколения. Любые усилия даже самого знающего и опытного наставника пропадут в пустую, если он не добьется поддержки от своих подопечных, не увидит в них возможных союзников и помощников.

   При демократическом стиле руководства педагог не только никогда не бывает,  одинок, но и в меньшинстве оказывается крайне редко. Все дело в том, что основной рычаг управления, используемый таким  педагогам, - опора на коллектив.

   Демократический стиль руководства детьми – единственно возможный способ организации реального сотрудничества педагога и дошкольников.

 

    Для того чтобы обеспечить полноценное воспитание, необходимо ориентироваться в общении с детьми не только на поддержание дисциплины, достижения успехов в различных видах деятельности, но и на нравственное развитие, на формирование гуманных отношений к окружающим.

 

   Важно отметить, что общения к детям должны быть индивидуальными; необходимо учитывать положение ребенка в группе сверстников, особенности его характера.

 

   В общении с детьми полезно уравновешивать свои отрицательные и положительные оценки, чтобы первые не забивали вторых, и ни в коем случае не использовать общие отрицательные оценки с пессимистическим прогнозом. Вместо предвосхищающих отрицательных оценок, которые следует вовсе исключить из общения как антипедагогические, использовать предвосхищающие положительные, поддерживающие веру ребенка в свои силы. Только гибкое педагогическое общение, отличающееся высоким уровнем доброжелательности,  аргументированностью, учитывающее психологические особенности дошкольников, будет способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка.

    

Интернет-ресурсы (ссылки)

1.     Лаборатория психосемантики и общения факультета психологии МГУ

2.     Группа "Психология общения, развития и реабилитации личности" ПИ РАО

3.     А. Иванова, Н.Н. Немцова, статья "Общение в педагогическом процессе"

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»