МБДОУ "Детский сад № 27 "Золотая рыбка" 

 

Педагог-психолог

 

"Психологическая готовность детей 6-7 лет к школе"

 

  От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.

    Когда говорят о готовности к школе, подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета)– это педагогическая готовность к школе.

 

     Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья. Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать д/з – задача непривычная для дошкольника – это физическая готовность к школе. 

 

    Но и этого недостаточно. Давайте подумаем, что еще необходимо ребенку для успешного обучения.

   (1)  во-первых, ребенок должен хотеть идти в школу, т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому, дети задают много вопросов, стремятся узнать больше.  А также на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника –  эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость – это социальная готовность.

 

   (2)  - чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, т.е. д.б. развита произвольность.

   

     Реакциям дошкольника свойственна непосредственность, импульсивность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости».  Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня».

    - также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам.

  В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка.

   Общение с другими детьми важно для формирования способности к децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.

     - часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок самый лучший» и т.п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет.

   Итак, третий компонент – самооценка.  Но у некоторых дошкольников наблюдается  неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых.

   Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в школе отказывается отвечать у доски и с места. Ребенок скорее готов прослыть лентяем и хулиганом, чем неупешным в учебе, поэтому «забывает» дома учебники, тетради, дневники.

 Все это компоненты личностной готовности.

 

   Мы уже говорили о навыках счета, письма,  но на самом деле, развитие этих навыков невозможно без сформированности основных психических функций. На пороге школы высшие психические функции находятся на следующем уровне развития:

    Внимание: продолжает формироваться произвольное ВН., но в основном еще привлекает то, что заинтересовало.

   Память: происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. Т.е., есть  цель – запомнить, осуществляется волевой акт  - «Я должен это запомнить». К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным.

   Мышление:  совершенствуется наглядно-действенное М (манипулирование предметами), улучшается   наглядно-образное М (манипулирование образами и представлениями) и начинают активно формироваться предпосылки логического М, которое окончательно формируется к 14 годам.

   Продолжает совершенствоваться восприятие.

   Воображение:  становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.

    Все это компоненты интеллектуальной готовности.  

 

А социальная, личностная и интеллектуальная готовность составляют собой психологическую готовность к школе.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»