МБДОУ "Детский сад № 27 "Золотая рыбка" 

 

Музыкальный руководитель

 

 

Влияние музыки на психику ребенка

 

  Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успо­каивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).

  В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слу­шаете вы и ваши дети.

  Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешен­ности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок-концертах) побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т. к. она усиливает проявления отри­цательных свойств в поведении ребенка.

  Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию вни­мания.

  Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.

  Еще с древних времен люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием. Так, звук восточного духового инструмента панги вводит змею в состояние, подобное гип­нозу. Вибрации человеческого голоса в одном случае имеют лечебное действие (что издавна использовалось народными целителями), а в другом — причиняют человеку вред.

   Речь человека является сильнейшим фактором воздействия, как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее со­стояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в ее интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь откладывает отпечаток на психологи­ческом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребенка сильный испуг и состояние оцепенения. Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чем-либо, произнесенный спокойным, мягким, сочувствующим голосом помогает ребенку легче примириться с неудовлетворенностью его желания.

 

 

Домашний оркестр

 

  Как правило, дети испытывают большую потребность в музыкаль­ных игрушках. С помощью игрушечных музыкальных инструментов музыка проникает в быт семьи.

  Как пользоваться такими музыкальными игрушками? Взрослый ис­полняет знакомые для детей музыкальные произведения, а дети слу­шают. Постарайтесь выбирать мелодии, где нет больших интервалов, скачков. Играйте в медленном темпе, чтобы ребенок мог проследить за вашим исполнением. Затем ребенок может присоединиться к вам и только потом — попытаться исполнить мелодию самостоятельно.

  Дошкольники очень хорошо чувствуют эмоциональную выразитель­ность музыки, наслаждаются ею, понимают красоту звуков. Поэтому необходимо способствовать развитию музыкальных способностей ре­бенка (музыкальная память, чувство ритма, и т. п.) не только на му­зыкальных занятиях, но и с помощью домашнего музицирования. 

 

Музыкальный руководитель:

Василец Елена Степановна

 

 

 

Начинайте с колыбели

 

         Музыкальное воспитание ребенка в семье – это одна из актуальных проблем современного образования. Ранний период в жизни ребенка необычайно важен, у детей до 3–4 лет – огромный потенциал. Именно в это время клетки головного мозга усиленно развиваются и достигают 70-80% от мозга взрослого человека. Дети до 4 лет готовы учиться, хотят учиться, получают от учебы удовольствие. В Японии в центре раннего развития проводили эксперимент. Одной группе детей в возрасте от 1-2 лет давали постоянно, но небольшими порциями, слушать классическую музыку (случайно выпал выбор на музыку Бетховена), а другим не давали. Дети в "бетховенской" группе оказались более понятливыми и эмоционально восприимчивыми. Что получается? То, чему дети более старшие, учатся годами, медленно и трудно, карапузы овладевают легко и играючи.

         В огромном мире звуков особенно влекут малыша музыкальные звуки. Выдающийся русский физиолог В.М. Бехтерев считал, что для развития музыкальности надо давать младенцу слушать музыку с самых первых дней жизни. Но как определить, подходит ли данная музыка вашему ребенку? Бехтерев предложил способ простой и надежный. "Маленькие дети живо реагируют на музыку. Одни произведения вызывают плач и раздражение. Другие – радостные эмоции и успокоение. Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных произведений. Музыка, которую вы предлагаете, должна быть высоко художественная. Не стоит искусственно ограждать малышей от Баха, Чайковского, Бетховена и давать слушать только простую, элементарную музыку, написанную специально для них. Но есть и некоторые ограничения – музыка должна иметь ясную мелодию, светлый характер, четкую форму. С большим интересом ребенок слушает музыку, под которую ритмично двигаются взрослые с платочком или бубном. Взрослого с успехом может заменить кукла. Под марш кукла марширует, под вальс делает танцевальные движения. Под музыку игрушечная птичка поет, а по окончании музыки – улетает. Так музыка постепенно входит в жизнь ребенка: он уже затихает и выжидательно смотрит на источник звука, который собираются включить родители.

          

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»